Здравствуйте!
Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как научить малыша общаться с книгой. Как привить маленькому человечку интерес и любовь к печатному слову.
Не секрет, что сейчас многие мамы жалуются на то, что ребенок не хочет читать, что все время сидит у компьютера или смотрит телевизор.
Что же нам делать?
Существует несколько способов обучить малыша чтению.
Я расскажу об одном из них.
Первый вопрос, который возникает у многих родителей - с какого возраста?
И вот мой ответ - чем раньше, тем лучше. Можно начинать обучение с рождения или с трехмесячного возраста.
Укачивая малыша перед сном, прежде чем спеть колыбельную песенку, можно рассказать стихотворение или сказку. Таким образом мы будем формировать интерес малыша и его пассивный словарь.
Когда малыш заплачет, очень легко будет отвлечь его при помощи уже знакомого стишка.
Днем, в процессе общения, можно рассказывать малышу коротенькие стишки и
показывать игрушки, сопровождая четверостишиями.
Стихов найти сейчас можно великое множество. Достаточно набрать в поиске слова "Стихи для самых маленьких".
Дальше выбираем нужные Вам стихотворения.
Чтобы не заглядывать все время в компьютер, распечатываем стишки на бумагу, или переписываем их и развешиваем по дому в тех местах, куда натыкается взгляд. Сначала читаем, а потом запоминаем и рассказываем малышу стихотворение. Тем самым дополнительно тренируем свою память. Удобно вешать стихи на дверь в туалете - очень быстро запоминаются всеми членами семьи.
Следующим этапом включаем в наш "репертуар" стихи из книжек, которые Вы приобрели для малыша. Это будут всем известные стишки про Зайку, про Мишку, про Бычка, а так же разные прибаутки и потешки.
Когда малыш станет интересоваться игрушками, показываем ему первые книжки. Они должны быть красочными, с крупным ярким рисунком. Желательно, чтобы на странице был виден хорошо главный герой.
Говорим: Это зайка. И читаем: "Зайку бросила хозяйка..."
Ничего страшного, если малыш не будет смотреть, заберет у Вас книгу, покусает ее.
На следующий день можно все повторить. Но не зацикливаться на одной книжке, а показывать разные.
В скором времени Вы увидите,что ребенок концентрирует внимание на картинке и слушает то что Вы сказали.
Наступает следующий этап. Достаем книгу с незнакомым текстом. Показываем. Малыш должен сначала хорошо ее изучить, посмотреть, полистать, погрызть (без этого никуда). Поиграл и бросил. Уберем. На следующий день достаем опять.
Показываем - это петушок, это домик, это киска. Смотри какой красивый хвостик у петушка, петушок кричит КУКАРЕКУ.
На следующий день показываем опять и читаем сказку или стишок из этой книжки.
Стараемся этому занятию уделять немного времени каждый день. Достаточно 5-10 мин.
Через какое-то время Вы увидите, что ребенок слушает то, что Вы читаете.
Ура! У Вас получилось самое главное - заинтересовать малыша!
Теперь Ваша задача читать ежедневно по несколько минут малышу книжки, постепенно добавляя новые стишки и сказки. Малышу это будет нравится. Он с нетерпением будет ждать Вашего чтения!
По мере того, как ребеночек будет подрастать, Вы сможете понять, какие книги ему нравятся. Он будет приносить их Вам и просить почитать.
Еще пройдет немного времени и Вы увидите, как Ваше сокровище сам "читает" понравившиеся ему книги, перелистывая и бубня на своем детском языке.
Теперь главное - не останавливаться. Ребенок поймет, что книги - это удивительный, интересный и увлекательный мир! И будет стремиться познать его!
Удачи Всем!
С Вами была Светлана Пантелеева
figourant@gmail.ru
Вы совершенно правы, Светлана! По своему материнскому опыту хочу добавить, что для самых маленьких есть книжки, которые легко мыть и невозможно порвать или помять, они яркие, экологически чистые и легко моются. Мои дети не только получили удовольствие от такого развлечения, но и научились читать к трем годам.
ОтветитьУдалитьПравда, Елена. Прекрасно, что научились делать такие "крепкие" книжки Мы тоже начинаем с книжек, которые можно мыть и брать с собой в ванну. Можно испачкать кашей и покормить персонажей, можно самому на зуб попробовать.
ОтветитьУдалитьP.S. Поражаюсь, как Вы все успеваете - и дом, и дети, и работа, и интернет)))
Стараюсь тоже, но все время что-то упускаю(
Полностью согласна с вашей статьей, Светлана! Возможно в свое время мне просто подсказала интуиция, но именно месяцев с трех я показывала сыну книжки с яркими картинками. Как только научился держать - давала в руки. И бумажные они были... И сейчас он читает по собственной инициативе, не смотря на поголовное не читание окружения...
ОтветитьУдалитьНо еще, мне кажется, немаловажен пример родителей. Если родители читают и покупают книги. А если в доме только пара бабушкиных книг...
Интересный опыт! Я свою дочь в 4 года научил читать, и довольно - таки бегло :), причем алфавит она знала наизусть где-то лет с 2,5, но складывать буквы в слова - никак не хотела.
ОтветитьУдалитьМогу поделиться как, может кому и пригодится наше с женой ноу-хау.
В этом возрасте многие дети, особенно девочки, испытывают непреодолимую :) тягу к самостоятельному пению. Мы это только приветствовали, но сделали хитрый ход, купили хороший микрофон и диск-караоке с мультяшными песнями.
Объяснили дочери что и как, в течение 2-3 месяцев ребенок вполне самостоятельно научился читать, читала с экрана так, что мы за ней не успевали :)
Такую методику применяет и моя дочь к своей малышке. Сейчас внучке 1,5 года, очень любит книжки, просит, чтобы ей читали, показывает пальчиком на персонажей и знает, кто есть кто. А когда мои дети были маленькие (садик - начальная школа), перед сном мы с ними перечитали очень много книг как детских, так и не очень (например, "Демон" Лермонтова). Очень любили Астрид Линдгрен и книги про Мумми-троллей.
ОтветитьУдалить